Виды лекций в ВУЗе

Виды лекций в ВУЗе

Лекция, несмотря на технический прогресс, остается основной коммуникационной единицей между преподавателями высших учебных заведений и студентами.

В настоящее время, помимо устной передачи материала, лекция может быть дополнена и визуальными информационными единицами. В зависимости от назначения в нее могут быть включены презентационные материалы в виде слайдов или других наглядных пособий.

В зависимости от целеполагания и уровня базовых знаний учащихся выделяют несколько видов смысловой подачи материала.

Вводная лекция

Материал, выстроенный в соответствии с канонами вводной лекции, преследует цель познакомить студента с новой дисциплиной. Помимо развернутого плана учебного процесса, затрагиваются основные вехи развития предмета и его положения относительно иных дисциплин в современных реалиях. Преподаватель не только знакомит студентов с планом учебного процесса и структурой оценки качества усвоения полученного материала, но и рассказывает о практическом применении изученной дисциплины.

Обзорная лекция

Является более глубоким экскурсом в изучаемый материал. Во время обзорной лекции преподаватель вычленяет основные тезисы и дает определение базовым классификациям. Рассматриваются и исторические события, оказавшие знаковую роль в развитии дисциплины.

Информационная лекция

Традиционный способ подачи нового материала, предназначенный для конспектирования и дальнейшего самостоятельного изучения. Информационная лекция может быть разбита на тематические подблоки для целостного изучения всего предмета или же являться развернутым ответом на вопросы, которые ставятся перед студентами в дидактических материалах. Согласно установленному ГОСТу, данный вид лекции должен подчиняться четкой структуре: Вступление – Основная часть – Закрепление полученной информации в формате блиц-опроса- Итоги. «Львиная доля» определений укладывается в основную часть. Итоги должны быть сформированы тезисно. Краткий пересказ ранее озвученной информации должен подводить студента к следующей теме.

Лекция-конференция

В большинстве вузов данный вид коммуникации используется в качестве подготовки к зачетам или экзаменам. В качестве лектора выступает каждый из студентов, получивший заранее тему для глубоко изучения. Как правило, темы лекторов являются взаимодополняющими. После окончания части с докладами слушателям предлагается принять участие в дискуссии, которая помогает выявить качество усвоения прослушанного материала.

Визуализационные лекции

Еще один вид подачи новой информации, помогающий студентам лучше усвоить материал, полученный во время информационных лекций. Преподаватель предлагает к просмотру слайды, сопровождающиеся кратким повторением уже изученных тем. В последнее время визуализационные лекции применяются в симбиозе с информационными. Это позволяет раскрыть тему более детально и удержать внимание студентов. Формирование связи между «сухим» текстом и яркими образами облегчает процесс подготовки к экзаменам.

Лекция-консультация

Является последним предэкзаменационным этапом усвоения материала. Проводится для выявления пробелов в знаниях учащихся. Как правило, данный вид лекций проходит в формате «Вопрос-ответ» в соответствии с вопросами к экзамену или зачету. Студенты получают точечную информацию по темам, вызвавшим затруднения во время самостоятельной подготовки. Преподаватель не только дает ответы на возникшие вопросы, но и помогает студентам в поиске литературы для предэкзаменационного изучения материала.