Какие виды практических занятий в ВУЗе

Какие виды практических занятий в ВУЗе

В учебных планах, разработанных для Высшей школы, обязательно присутствуют практические занятия, основным предназначением которых является углубленное изучение пройденного материала. Они помогают студентам применить полученные в ходе лекции знания на практике под контролем преподавателя. Задача научного руководителя – обеспечение формирования навыков профессиональной деятельности у обучающихся, проверка знаний полученных в ходе теоретического курса и выявление пробелов в знаниях. 

Для чего нужны практические занятия студенту

Основная цель практических занятий – научить студента применять лекционные знания на практике, для решения определенных задач. В ходе этого учащийся должен выработать профессиональный подход и разработать собственную методологию, алгоритм применения знания в конкретной ситуации.  

Внимание! 

Практические занятия помогают укрепить интерес учащегося к науке и исследованиям, учат связывать технические положения с практической деятельностью. 

Какие бывают практические занятия 

Самая простая форма изучения учебных дисциплин – лекция. В течение подобных пар студент получает знания от педагога и конспектирует важные моменты. План лекций выступает основой, помогающей проработать полученную информацию. Практические имеют тесную связь с теорией, посвященной знакомству с научными разработками, концепциями, фактами. После проработки материала студент подготавливается к следующей теме и выделяет нераскрытые в пройденном материале подтемы. 

Семинарские занятия 

Этот тип занятий является одним из основных, применимых для гуманитарных и технических наук. На семинарах учащиеся развивают культуру мышления и еще раз повторяют информацию, озвученную на лекции для ее углубленного восприятия. Пары такого плана позволяют проверить знания, систематизировать их, уточнить терминологию и научиться ее свободно применять на практике. Часто пара строится таким образом, чтобы студенты могли вступить в дискуссию друг с другом и преподавателем, научились отстаивать свою позицию и оппонировать. 

Лабораторные работы 

Лабораторные занятия помогают внедрить теоретико-методологические знания в учебный процесс. Студенты участвуют в специализированных исследованиях. Обучение такого плана имеет специфику в зависимости от типа специализации. Основная цель – подготовить студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активировать их мыслительную деятельность и научить применять имеющуюся информацию на практике, развить логическое мышление.

Внимание!

Часто такие пары принимают характер экспериментов, что играет важную роль в подготовке учащихся технических специальностей, будущих инженеров. 

Коллоквиум 

Имеет много общего с семинарскими занятиями, потому что также строится в форме диалога. На коллоквиуме преподаватель ведет беседу со студентами, уточняет их знания. Основная цель такой подготовки – контроль процесса обучения. Часто коллоквиумы не включены в общий учебный процесс, их вводят как контрольный межсессионный контроль. 

Практические занятия 

Практика в высших учебных заведениях бывает: 

  • учебной; 
  • производственной; 
  • преддипломной. 

Такие практические позволяют будущим специалистам изучить все нюансы своей специальности, проследить за работой специалистов и получить первый опыт в новых сферах. Учебные практические занятия проходят непосредственно в стенах университетов. Производственная и преддипломная практика часто обеспечивается на предприятиях. 

Консультации

Еще одна, наименее распространенная форма подготовки. Часто в расписании работы преподавателей указывается конкретное время для получения консультаций. В эти часы студент может обратиться к педагогу в частном порядке и уточнить все нюансы, проработать неточности. Консультации массового характера (для всей группы или потока студентов ВУЗА) проходят перед экзаменами, защитой расчетных, курсовых работ и проектов. 

Вывод

Для полноценного усвоения материала учебной программы студенты должны посещать лекционные и практические занятия. Такой подход считается оптимальным потому что позволяет углубленно изучить конкретную тему, выделить слабые моменты и сразу же заполнить пробелы в знаниях в ходе проработки.